Закрыть

представленные художники

Anastasia Rybakova
р. 1998
Anastasia Rybakova
р. 1998

Дмитрий Жуков — российский скульптор, выпускник Государственной Художественно-Промышленной академии имени Штиглица (2006), участник выставок в России и за рубежом, среди которых Art Helsinki 2016,  Финляндия, Nord Art 2010 и 2015, Бюдельсдорф, Германия, IX Международная биеннале современного искусства «Диалоги», ЦВЗ Манеж, Санкт-Петербург, Россия, 2009, “Dysfashional”, Музей современного искусства «Гараж», Москва, Россия, 2010, Специальный проект 6-й Московской биеннале современного искусства «Паноптикум», Дворец Культуры МГТУ им. Баумана, Москва, Россия, 2015. Член Союза художников России с 2009 года. С 2006 года преподает в России и является приглашенным лектором в международных институциях. Работы Жукова находятся в коллекциях Государственного Русского музея, художественного парка La Collection Air, Люцерн, Швейцария, Музея Современного Искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, Россия, а также в частных коллекциях в России, Германии, Швейцарии, Аргентине и США. Живет и работает в республике Карелия.

Дмитрий Жуков, выпускник кафедры художественной обработки металла, работает в технике ковки, используя традиционную кузнечную сварку — древнейший метод сварки металлов с помощью давления: после нагрева металла до нужной температуры, необходимо совместить сварные поверхности нужным образом, а затем произвести давление, нанося в местах соединения удары молотом. Эта техника известна с III тысячелетия до нашей эры и использовалась еще культурами Триполья при выполнении изделий из меди, затем применялась в Древнем Египте и в раннее Средневековье достигла расцвета в Киевской Руси. 

Скульптурная практика для Жукова во многом опирается на длительный подготовительный процесс, в котором он использует модели из разных материалов, а также графический эскиз, рисунок. Жуков исследует пропорции человеческого тела как основу для создания пропорции в абстрактной скульптуре: он буквально прядет объем из полос металла, фокусируясь на ритме и соразмерности деталей.

 Основные темы его высказывания — это время, память, история и ревитализация традиции. В проекте «Русские кружева» (2017) Жуков пытается остановить время,  перенося узоры, созданные нитью, в скульптуры из колючей проволоки, с помощью этого материала создавая еще один слой высказывания. Историчность проявляется не только через опыт восприятия традиции, старинный метод ковки, но и через то,  что эта проволока может символизировать: травму репрессий, войн, насильственного переселения и ограничения свободы, в которых, вопреки невзгодам, сохранялись искусства коренных народов как основа и стержень идентичности. Декоративно-прикладное искусство украшения ткани различными узорами, «женская летопись» монохромными или двухцветными геометрическими орнаментами наследует поморской, саамской и другим культурам коренных народов севера. Ни религиозная, ни светская власть практически не вмешивалась в это искусство на уровне идеологии, позволяя этому художественному языку существовать автономно в русле «народных промыслов» и традиционно женских практик, однако многие приемы и методы были утрачены, как это часто происходит с обычаями в эпоху технического прогресса и «быстрой» культуры. Жуков переносит этот язык, его узоры и ритм, из плоскости полотна-ткани в металлический объем, более прочный и оттого устремленный в вечность. 

Через оптику и проблематику времени Дмитрий Жуков исследует и другие темы, которые раскрывает в пластике скульптуры через проекты «Завеса» (2023), «Крылья» (2017). В первых двух он обращается к традиции ткачества, перенося метод нитяного плетения в сталь, создавая из металлической пряжи вневременные конструкции-символы, обращающиеся к памяти и историческим ассоциациям. В масштабной работе «Французский De Sad» (2021) Жуков исследует форму архитектурного портала, в котором можно найти детали как незавершенного opus magnum Огюста Родена «Врата в ад», так и ритм и пластику порталов готических соборов, утопающих в вечной борьбе насилия и красоты, считываемых автором через различия в традиции английского и французского парков, битву хаоса и порядка.

В своей художественной практике Жуков создает уникальный метод работы с металлом, сталью,  основанный на тщательном исследовании традиционных ремесел, создавая с помощью ковки монументальные высказывания.

Доступные Работы