Игорь Самолет — российский художник, родился в 1984 году в Котласе, в 2013 году окончил Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. В своих работах Игорь Самолет обращается к природе человеческих отношений, преломляя и исследуя их через социальные, политические и цифровые фильтры. Основываясь на обширном фотографическом фоне, Самолет в основном исследует цифровую визуальную культуру.
Игорь Самолет работает с имиджевой культурой социальных сетей, он материализует цифровые технологии в традиционные медиа, перенося посты в Facebook, скриншоты своих личных чатов и заставки приложений на ткань одежды. Таким образом художник обозначает идею новой цифровой оболочки, в которую заключено наше тело. Самолет включает в себя новые цифровые суеверия: например, когда цифры на часах совпадают, вам нужно загадать желание. Предмет, сшитый из таких скриншотов, наделяется магическим значением и становится частью новой ритуальной практики. Игорь скрупулезно документирует нашу эпоху с помощью микронарративов, фиксируя социальные проблемы через свой личный опыт определенных моментов в чатах с друзьями, представляя личную переписку как артефакт, отражающий нестабильность времени. Художник демонстрирует серию селфи с масками из Snapchat (кролики, дивы, кошечки) как эволюцию автопортрета в постцифровом искусстве.
Ель — один из древнейших ритуальных символов, служащий одновременно оберегом и праздничным деревом, коллективное украшение которого восходит к ритуалам древних кельтов. Советская традиция украшать елку перед Новым годом наследует христианский рождественский обычай. Сегодняшняя новогодняя елка — не только самый главный атрибут светского праздника, но и архаичное древо нашей сложной логоцентричной культуры. Игорь Самолет украшает ель изображениями новой визуальной системы, которые не требуют объяснений и сложных описаний.
Художник объясняет название инсталляции “Голова дракона” следующим образом: когда он учился в средней школе, в канун года дракона (по китайскому календарю) в своем родном Котласе он принял участие в конкурсе на лучшее украшение городской новогодней елки. Самолет сделал огромную, как ему тогда показалось, голову дракона из папье-маше. Ему пришлось очень долго возиться с предметом: он не высыхал, поэтому Игорь попытался засунуть его в духовку, но из-за его размера головка не помещалась. Тогда администрация города повесила голову не на саму новогоднюю елку, а рядом с ней. Голова дракона снизу казалась очень маленькой, рассмотреть ее как следует было невозможно. Впервые Игорь задумался о масштабах работы в контексте ее представления. Поэтому теперь художник украсил новогоднюю елку не только стилизованными предметами из латуни, из материала, из которого были сделаны старые традиционные игрушки, но и тегами и скриншотами, сделанными в 2018 году. Основной художественный метод, который мы находим в работах Самолета, — это использование простых визуальных приемов для выражения сложных процессов и явлений.
Для меня название новой работы Игоря — отсылка к сказочной пьесе Евгения Шварца «Дракон». Как вы знаете, дракона тирании можно победить только тогда, когда герой или героиня откажется от лавров победы и разорвет порочный круг деспотизма и угнетения. Может быть, нам пора победить дракона как символ догм и верований, утративших свою силу? Разве это не лучшее новогоднее пожелание — свобода и равенство для каждого и праздник для всех?
Вера Трахтенберг