Закрыть
Вернуться

Пар из кипящего чайника обжигает листья розы, в моих силах это остановить, но я ничего не делаю

28 ноября 2023 – 28 ноября 2024
галерея сцена/szena, Москва, Россия

С начала 2023 года мы с Игорем Самолётом созваниваемся примерно раз в месяц. Он рассказывает, где побывал и кого встретил, показывает свежие фотографии и видеозаписи, мы обсуждаем идеи его новых работ. Эти звонки — часть нашей совместной работы над его новым циклом «Опыт уязвимости», промежуточным результатом которого является настоящая выставка. Одновременно это общение является естественной составляющей художественной практики Самолёта, основным методом которой является постоянная фиксация и обработка свидетельств окружающей его действительности.

В последние два года (в том числе на своей предыдущей выставке в галерее szena — «Политика ненависти») Игорь Самолёт занимался подобной документальной работой, используя оптику цифровой повседневности, а именно собирая значимые для него в конкретный момент скриншоты постов и сториз, переписок в мессенджерах, заставок на смартфоне. Этот архив «быстрых», обрывочных и зачастую достаточно персональных и эмоционально окрашенных реакций на события текущего дня, рассчитанных в первую очередь на проживание ситуации здесь и сейчас, формировал основу его высказываний.

В работе над циклом «Опыт уязвимости» художник пробует принципиально иной способ взаимодействия с действительностью. Для его создания в январе 2023 года Игорь Самолёт начал художественное исследование-путешествие, которое в общей сложности охватит восемь стран. География его путешествия выстроена по маршрутам друзей и знакомых художника, уехавших из России за последние два года. В этом исследовании Самолёт преследует две цели: с одной стороны, задокументировать процесс обретения этим кругом людей нового опыта внедомности, а с другой — постараться проследить свои собственные ощущения. Здесь материалами, информирующими его практику, становятся свидетельства, полученные в ходе полевой работы: записанные на диктофон беседы с друзьями и новыми, иногда случайными, знакомыми, путевые заметки, различные памятные предметы. Помимо этого, в каждой точке своего путешествия художник создает новые, в основном сайт-специфичные произведения. Настоящий проект демонстрирует произведения, сделанные художником во время его путешествия в Грузию, в самоорганизованную резиденцию «Королистан», основанную Варей Павловой (Lisokot), Таисией Елиной и Иваном Наумовым на горной реке Королисцкали в окрестностях Батуми, образ и свойства которой Самолёт использует в своих работах.

В основном зале галереи представлена серия из 101 листа абстрактной графики, которая важна для Самолёта не столько своими непосредственными изобразительными свойствами, сколько процессуально, как заведомо невозможная попытка задокументировать и в качестве художника подчинить себе постоянно меняющуюся форму речного потока. Размышления о пределах контроля продолжает двухчастная инсталляция: громоздкий пульт управления, размещенный напротив проекции видеозаписи течения Королисцкали, — как противопоставление ригидной системы гибкой сущности. Решенный в эстетике первых электронно-вычислительных машин пульт отсылает к оптимистичным ретрообразам человека, управляющего технологией и подчиняющего природу, — сюжетам, которые сегодня в наибольшей степени ассоциируются с апокалиптическими сценариями.

В малом зале произведения исследуют предрасположенность информации к искажениям и утрате. Среди них — документация перформанса «Свидетели» — размышления о том, насколько меняется впечатление о событии с нарастанием дистанции между произошедшим и наблюдающим субъектом. Художник последовательно отправляет по реке Королисцкали три небольших шара, наблюдая за тем, сколько из них увидят три других участника перформанса, стоящих на разном расстоянии ниже по течению.

Другие работы в этом пространстве составляют документацию сайт-специфичного объекта — опущенной на дно реки мраморной плиты с надписью, давшей название выставке. Объект напоминает и надгробие, и мемориальную табличку, а также как будто родственен известной серии гравировок на каменных скамьях американской художницы Дженни Хольцер. Хольцер работает с политическими по сути и поэтичными по форме высказываниями, лозунгами и цитатами, которые она размещает на разных носителях, самыми ранними из них были неоновые вывески и проекции. В середине 1980-х годов Хольцер впервые использовала камень как основу для своего текста, объясняя это тем, что, в отличие от неона и проекций, которые отсылают к рекламе и сообщениям, рассчитанным на быстрое потребление, «мрамор и гранит останавливают время». Самолёт следует похожей мотивации, предъявляя в этой работе другие требования к взаимоотношениям текста с темпоральностью по сравнению со своими прошлыми проектами, относящимися к контексту цифрового общения. Как и Хольцер, он переносит свое высказывание на почти «вечный» носитель, однако, размещая его под неспокойной водой, намеренно допускает возможность искажения и размывания высеченной на камне фразы, рассуждая о непостоянстве и хрупкости даже, казалось бы, самых стойких структур.

Екатерина Савченко

Выставки
Добросердечные земляничные ухмылки
24 мая 2024 – 19 августа 2024
галерея сцена/szena, Москва, Россия
Такого еще не было, но вот опять
2 апреля 2024 – 17 мая 2024
галерея сцена/szena, Москва, Россия