Добросердечные земляничные ухмылки
24 мая 2024 – 19 августа 2024

Выставка «Добросердечные земляничные ухмылки» — галерейная версия проекта «Урожай», созданного по заказу Музейного центра «Площадь Мира» в 2023 году. Совместно с куратором Оксаной Будулак художница осваивала монструозную махину последнего Музея Ленина в Красноярске (1987), где с 1995 года располагается «Площадь Мира» — крупнейший форпост современного искусства в регионе. В тотальную инсталляцию, которая заняла 600 квадратных метров, вошли графика, живопись, объекты, видео, скульптуры и перформансы.

Московская версия включает в себя в основном живописную графику — ключевой медиум Анастасии Рыбаковой. Это автоназвание, с одной стороны, подчеркивает вынужденную природу материала, доступного для молодого художника: карандаши менее маркие, чем краски, и не требуют просторной мастерской, а с другой — описывает метод. Карандашным штрихом Рыбакова распоряжается раскованно, смешивая цвета в изобильных пересечениях, чтобы создать вибрирующую сотнями оттенков поверхность. Начав с открыток в 2020-м году, за несколько лет художница овладела большим форматом, и теперь ее графика может работать и как крупная станковая форма, и как масштабная инсталляция из монументальных панно.

Выбор карандаша акцентирует еще одно свойство ее метода: смотреть на мир как ребенок. Он пытлив, жадно выхватывает фрагменты и меняет ракурсы, а иногда хищно-безжалостен в своей любознательности. Отсюда безоговорочное внимание к деталям и описательные названия прямо на листах. В то же время в этих работах сквозит подростковая потерянность: эстетика манги-хоррора здесь преобладает над миловидностью детской мультипликации. Анимированные овощи и фрукты снабжены лицами, но их мимика зловеща и пронзительна. Да и сами сюжеты вовсе не детские — такие, как многообещающая, но в итоге предательская любовь.

Такая детско-подростковая оптика позволяет художнице опосредованно взаимодействовать с жизнью и искусством. В этом шутливом мире можно прорабатывать собственные чувства или приглашать к осознанности зрителя менее болезненно. Негодование, ужас или несогласие с различными этическими или иерархическими системами в ее работах прожиты как бы между делом, спрятаны за историями овощей и фруктов.

Эту экспозицию можно рассматривать и как новый этап в жизни художницы, она взрослеет и крепнет. Ключевым для выставки в szena становится образ рая, где пряные оттенки джунглей отсылают к фрескам Беноццо Гоццоли или пестрым турецким тканям. В Москве, на фоне цветущих кущ, Ева становится заметнее, вместо стеснения или замешательства она проявляет недюжую сноровку и азарт на пути к удовлетворению своего любопытства. Так и Анастасия Рыбакова, трудолюбиво открывая проект за проектом в Москве и других городах, движется к тому, чтобы найти свой новый язык и проверить его на прочность.