Оля Австрейх — художница из России, выпускница отделения современной живописи Школы дизайна ВШЭ (2021), Вестминстерского университета (Лондон, 2013) и МГУ имени Ломоносова (Москва, 2010). Персональные выставки Австрейх прошли в Лугано, Базеле и Москве (“Odd Winds”, Seréne gallery, Лугано, Швейцария, 2024, “When We Poke It, the Blood Runs and We Find Ourselves in a Belly”, OBDN х Voskhod Gallery, Базель, Швейцария, 2023, “Confusions”, галерея сцена/szena, Москва, 2023). Участница групповых проектов и ярмарок современного искусства, среди которых “The Rite of Spring”, Auction Collective, Лондон, Великобритания (2020), “Названо Вассари”, ЦСИ Арсенал, Нижний Новгород, Россия (2023), “Монстры под кроватью”, фонд MaxArt, Санкт-Петербург, Россия (2022) и другие. В настоящее время живет и работает в Тель-Авиве.
Оля Австрейх — мультидисциплинарная художница, но фокус ее работы сосредоточен на живописи. Ее авторская техника отсылает к нервозной энергии Сесили Браун, но при этом сохраняет живую пастозность мазка: Австрейх предпочитает свободную работу с холстом, где многослойность краски создает одновременную многослойность смыслов. Вдохновение для создания сюжетов она находит в фотографировании моделей — близких друзей, работе с архивами и фолк-хоррор фильмах 1970-х – 1980-х годов: таким образом она сопоставляет свой собственный психогеографический дрейф с деталями интерьеров, позами персонажей, специфическим настроением того или иного произведения и находит неожиданное совпадение, которое переносит на холст.
Основная тема исследования Австрейх — человеческое тело как источник опыта и бесконечной трансформации. В центре ее работ женские тела персонажей, переходящих из девичества юности в период женской зрелости: они испытывают дискомфорт, находятся в смятении и замешательстве, переживая универсальный и в то же время свой собственный, индивидуальный опыт метаморфозы из одного состояния в другое, из одной личной драмы в следующую. Этот переход становится своеобразным превращением-путешествием, похожим на путь персонажа opus magnum Вирджинии Вульф, Орландо. Этот текст очень важен для Австрейх и стал инспирирующий основой проекта “Odd Winds” (2023): гендер персонажей ее последних работ вынесен за рамки произведения, позволяя Австрейх концентрироваться на личности и поиске истинной сущности самой себя. Литературный текст часто вдохновляет художницу, но всегда остается за скобкой в форме небольших поэм на полях ее эскизов, которые она фрагментирует до крупного плана, как и фигуры людей в ее картинах.
Произведения Австрейх становятся саморефлексией на тему трансформации внешней и внутренней, бесконечного поиска смысла и содержания в самой себе. Нивелируя пространство холста до safe space, она помещает в него символические артефакты, указывающие на хрупкость и уязвимость: это фарфор и ракушки, а запрокинутые лица и изогнутые тела моделей-персонажей становятся посвящением контейнированию эмоций и последующему отстранению от них. Разные архетипы персонажей работ Австрейх представляют разные ипостаси ее самой: балансируя между очень высокими или очень низкими эмоциональными регистрами, бессилием и кипящей энергией, они отражают то смятение и постоянное чувство отчуждения, тот поиск себя, которые присущи ее поколению сегодня.