Закрыть
Вернуться

Олег Кулик

р. 1961

Олег Кулик — одна из ключевых фигур в истории современного российского искусства, наиболее известный за рубежом представитель русского акционизма, первый арт-директор и экспозиционер галереи «Риджина» (1990–1993), куратор, режиссер-постановщик. В 2007 году масштабной групповой выставкой «Верю» под кураторском Кулика открылся Центр современного искусства «Винзавод» в Москве. В 2009  и в 2011 годах Кулик был приглашенным постановщиком оперы в Театре Шатле в Париже. Участник ведущих мировых мегапроектов, таких как Венецианская Биеннале, Стамбульская Биеннале и Биеннале в Сан-Паулу, Manifesta 1, выставок в Париже и Вене, Барселоне и Киото, Нью-Йорке и Кельне, среди которых Moscow — Berlin, Martin-Gropius-Bau, Берлин (2003), Live Culture, Tate Modern, Лондон (2003), Вглубь России, Галерея Pack, Милан (2010) и многие других. Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Центра Помпиду, Tate Modern.

Художественная практика Олега Кулика сформировалась в эпоху распада систем и институтов СССР, но в отличие от многих современников, московских концептуалистов и акционистов, сосредоточенных на гегемонии текста как высказывания, основным инструментом его первых работ стало собственное тело, а методом — радикализация акционистского опыта. Исследуя различные грани отношений между человеческим и животным, общепринятые норм и девиации, он вошел в историю благодаря акциям, в которых перенимал животные повадки и поведение, превращаясь в собаку. Эти практики нашли продолжение в инсталляциях, перформансах и фотодокументациях, часто в соавторстве с Александром Бренером и Милой Бредихиной («Собачий дом», Фаргфабрикен, Стокгольм,  1996, «Собака Павлова. V-2, Роттердам (в рамках европейской биеннале Manifesta 1), 1996, «Я кусаю Америку, Америка кусает меня», Deitch Projects, Нью-Йорк, 1997, и другие).

В 1990-е годы Кулик стал символом новой культуры страны, пребывающей в поисках нового художественного языка. Впоследствии собственные поиски привели его к работе с разными техниками, в том числе скульптурной инсталляции, живописи и фотоколлажу. Фотография — одна из важнейших вех в творчестве Кулика, от  постановочных серий о животно-человеческих отношениях («Вглубь России» (1993), «Семья будущего» (1997), «Страхи белого человека» (1999–2000)), в которых художник последовательно исследовал стереотипы и представления об архаичной традиции семьи,  он перешел к  пейзажу в серии  «Лозунги» (2003): с помощью почти прозрачных фильтров плексигласовых экранов, помещенных в пейзаж, привычные виды искажаются, погружая зрителя в пространство между реальностью и фантомным, ускользающих воспоминанием о ней. В фотографии Кулик рефлексирует невозможность возвращения к природе как к истине: этому мешают преграды и барьеры как физические, так и умственные, спрятанные внутри нашего сознания и стремящиеся к свободе через животную агрессию. В своих практиках Олег Кулик разрушает табу, построенные обществом, рассматривая архетипы через призму отрицания их сакральности и нерушимости. Фотодокументации акций, постановочные фото серии, эскизы инсталляций и скульптур малых и средних форм составляют архив, обращение к которому позволяет проследить важнейшие этапы развития его художественного языка.

Выставки
Бережное хранение
10 сентября 2023 – 12 ноября 2023
галерея сцена/szena, Москва, Россия
Собаки долго (не) живут
2 декабря 2021 – 30 июня 2022
галерея сцена/szena, Москва, Россия
Проекты
7-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow 2019
6 сентября 2019 – 8 сентября 2019
Гостиный Двор, Москва, Россия