Закрыть
Вернуться

Николай Бахарев

р. 1946

Николай Бахарев (р. 1946) — советский и  российский фотограф, получивший признание в России и за рубежом. В 2013 году он стал участником основного проекта 55-й Венецианской биеннале под названием «Энциклопедический дворец». Событие курировал Массимилиано Джони — арт-критик и директор выставочной программы New Museum в Нью-Йорке. В 2011 году Джони представил работы Николая нью-йоркской публике на выставке «Остальгия», вошедшей в топ-10 выставок года. В 2015 году Бахарев был номинирован на Deutsche Börse Photography Prize — премию для фотохудожников, внесших вклад в развитие фотоискусства. Номинацию также получили Занеле Мухоли, Микаэль Суботски, Патрик Уотерхаус и Вивиан Сассен. 

Бахарев деконструировал нормы и табу советской морали, в которой не было места секусальности, показывая эстетику и красоту обнаженного тела: он создавал портреты не только людей, но времени и места, собирая интимный фотоархив ушедшей эпохи.

В 1970-е годы фотографы кинофотостудии Кузнецкого металлургического завода создают объединение «ТриВа», ставшее основоположником новокузнецкой школы фотографии, основными принципами которой всегда были достоверность и невмешательство в событие в процессе его документации. Николай Бахарев работал слесарем на том же металлургическом заводе до 1970 года, затем, работая фотографом в Новокузнецкой службе быта (организации республиканских министерств по оказанию различных сервисов населению), начал выполнять заказы: фотографировать отдыхающих на городском пляже и на природе. Впоследствии он перешел к частным заказам, результатами становились наивные в своей откровенности снимки, бесконечно ценные своей искренностью: неуклюжие позы моделей, незамысловатый советский быт, который сами портретируемые стремились эстетизировать, Бахарев передавал как есть, запечатлевая подлинность момента самопрезентации моделей. 

Серии Бахарева можно разделить на публичные («Типажи», «Отношения»), и приватные («В интерьере», «Диванчик»), в последних снимки как будто не предназначены для показа, а сценография кадра выглядит любительской, однако она выстроена до мелочей совместно с моделью.  Работу Николая Бахарева можно назвать социальным портретом, в котором он переходит грань «портрета в интерьере» или «пленэра», обнажая модель. Тонкий эротизм для Бахарева становится авторским методом, где откровенная телесность передает оптику автора, проводившего часы и даже дни, выстраивая доверительные отношения с моделью, чтобы передать не только внешнее, физическое, но и внутреннее: интимный мир и психологический портрет человека.

Выставки
Бережное хранение
10 сентября 2023 – 12 ноября 2023
галерея сцена/szena, Москва, Россия
Фотографии службы быта
2 декабря 2022 – 16 января 2023
галерея сцена/szena, Москва, Россия