Ахмат Биканов — молодой художник из Кабардино-Балкарии, выпускник МАРХИ (2020). Персональные выставки Ахмата состоялись в Москве и в Берлине, участник групповых выставок в Турции и Германии (“As Though We Hid the Sun in a Sea of Stories”, Haus der Kulturen der Welt (HKW), “A bit of Unruly Complexity”, SANATORIUM Gallery), Contemporary Istanbul Art Fair (2021), Стамбул, Blazar Young Art Fair (2021), Москва, Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow (2022), Москва. Живет и работает в Берлине.
Ахмат работает преимущественно с акварелью, создавая рисунок послойно: он наносит раствор на бумагу таким образом, что за каждым полупрозрачным слоем видно предыдущий. Эти слои становятся свидетельствами сложного процесса создания произведения, в котором можно увидеть в том числе ошибки в работе художника. Для Ахмата художественная практика — это прежде всего ритуал, бесконечное обучение и развитие, поэтому для него важно показывать ценность ошибки, эффекта вечного несовпадения замысла и его реализации. Цвет акварели играет важную роль: он восполняет нехватку яркости и контраста в реальности, рисуя, Биканов как будто напоминает себе, что красота и цвет жизни существуют даже в самые темные дни.
Оптика высказывания Ахмата основана на личной памяти, связанной с детством в Кабардино-Балкарии. Поездки на природу с участниками ансамбля национальной музыки, коллегами его матери, семейные пикники с друзьями семьи, послеполуденный отдых в долине на фоне гор, портреты в интерьере: все это паттерны ускользающих воспоминаний о прошлом, обращенные в фантазии о будущем. Метод работы художника во многом отражает свойства человеческой памяти — подготовительные графические зарисовки и скетчи более точны, чем акварельные рисунки, в которых несущественные детали уступают место цветовым решениям, передающим цельный образ. То, что помнит художник, размывается с течением времени, оставляя шлейфы ощущений от пережитого опыта и таким образом формируя образы памяти. Пространство произведений Биканова, хотя и напоминает Кавказ, в то же время становится вымышленным ландшафтом места, в котором люди объединены не идеологическими убеждениями, но общими ценностями. Это safe haven, убежище, в котором нет осуждения или принуждения— место, свободное от всего наносного и предвзятого, где каждый может быть собой в кругу единомышленников и друзей.
В своей художественной практике Ахмат создает пространство личной мифологии, способное вместить его собственные воспоминания, трансформирующиеся в процессе поиска и сотворения мира, где есть покой и свобода.