Галерея «сцена/szena» представила проект Кирилла Гаршина, молодого российского художника из Воронежа – серию живописи и графики «Ночные животные». Гаршин всегда работал именно в этих техниках – в ранних проектах увлекался методами гиперреализма, сегодня он выходит за рамки русской живописной традиции и создает произведения, близкие европейской образной системе. В серии «Ночные животные» Гаршин обращается к ренессансу фигуративной живописи, вплетая в свой художественный язык отсылки к магическому реализму. Гаршин совмещает новый реализм и пространство собственного воображения. Колористическое решение его работ воспроизводит результат аналоговой фотосъемки с яркой вспышкой: резко очерченные фигуры мерцают в темноте ночного леса, добавляя простому нарративу загадочности.
В проекте «Ночные животные» Гаршин размышляет об актуальных проблемах современности и их возможном влиянии на общественное устройство будущего. Как «человекоцентричный» художник, Кирилл вводит в свои работы нового персонажа – домашний скот: коровы и козы олицетворяют человека и его тотальную неприспособленность к жизни в «дикой природе неизвестного завтра». Привыкшие к существованию в тепличных условиях хлева, домашние животные давно утратили связь с когда-то привычной им средой, более того, они эволюционировали в другой вид, которому не выжить без своих хозяев. Социальная проблематика постгуманизма ставит перед Гаршиным вопрос об эволюции мышления и снижении роли индивида в обществе. Коллективные стойла-open space постепенно превращают человека в селективное животное, неспособное выжить за пределами заданного распорядка сегодняшнего дня своей техногенной ойкумены. Художник помещает людей и животных в агрессивную среду, темный лес, символизирующий непредсказуемость будущего. В европейской фольклорной традиции ночной лес считается местом обитания злых сил. Гаршин оставляет своих героев один на один с сумрачным лесом, в обстановке тревожного ожидания, в неуютной неизвестности. Эту атмосферу поддерживают приглушенный свет в тайной комнате особняка Рихтер и распадающаяся на части музыкальная медитация, созданная специально для выставки Егором Федоричевым — она сопровождает зрителя в его блуждающем проходе сквозь экспозицию.
Живописные и графические работы композиционно напоминают фотографии, где обстановка или фотограф заставили персонажей принимать неудобные позы, как будто защищаясь от кого-то или чего-то. Потенциально опасная среда таит в себе угрозу насилия, превращая героев в жертв. Образы сакрального жертвоприношения в темном лесу отсылают к древним языческим ритуалам, мистическим таинствам и практикам, интерес к которым снова актуален. Пресыщенные жизнью в мегаполисе, люди стремятся в дикий лес своих предков, но никто не знает, что ждет их там после захода солнца.
Вера Трахтенберг